Историческое и архитектурное описание:История Тильзита и Мемельского края тесно связана с рекой Мемель, сегодняшним Неманом, которая была ключевым транспортным маршрутом на протяжении многих веков. Сменяющие друг друга паромные переправы, понтонные мосты и транспортные инновации превратились в неотъемлемую часть этой истории.
Переправа через Тильзит была оборудована ещё при герцоге Альбрехте. Первые же паромные переправы на этих землях начали появляться с XIV века, прежде всего, с первой деревянной понтонной переправы, построенной Тевтонскими рыцарями в 1313 году для нападения на Литву. Городской паром, Замковый паром и ведомственный паром амта Тильзит стали частыми видами транспортных средств в разные периоды истории.
Кроме паромов, каждое лето наводились понтонные мосты, которые сильно страдали зимой и ранней весной в результате ледохода на Мемеле.
Семилетняя война (1756−1763) оставила свой след в истории моста, когда русская армия, оккупировав территорию Пруссии, потребовала строительства моста через реку Неман. Весной 1767 года временный мост, опиравшийся на 36 голландских понтонов, соединил берега большой реки, служа военным целям и гражданским нуждам.
В тот же период Семилетней войны мост был сожжен отступающими войсками, но уже через год восстановлен. Настоящая его слава пришла
с открытием капитального моста в 1907 году, почти в столетнюю годовщину встречи императора Наполеона с королевой Пруссии Луизой, а также с российским императором Александром I, в Тильзите. Именно это событие вдохновило на название сооружения «Мост Королевы Луизы».
Важным моментом стало
строительство в Тильзите железнодорожного моста в 1875 году, но город нуждался в более устойчивом мосте для нормального функционирования наземного транспорта. В 1904 году началось строительство каменного моста.
Берлинская фирма «Мартин и Притцинг» отлила бронзовый барельеф королевы Луизы, украшенный цветочными венками и короной. Фирма также изготовила буквы для фронтона арки моста. «Kotnigin Liuise Bruckе» — вот как звучит имя моста, высеченное на его фасаде.
Важным элементом моста являются шесть декоративных ваз, украшающих вершину арки. Несмотря на время, сегодня сохранились лишь две вазы, под которыми расположены цифры 1, 9, 0 и 7 — год открытия моста.
Торжественное открытие стационарного трехарочного моста произошло
18 октября 1907 года в присутствии гостей из разных городов Германии. Сначала общая длина моста составляла 416 метров, включая разводную часть шириной 12 метров. Проезжая часть была оборудована рельсами узкоколейной железной дороги, обеспечивавшей связь со станцией Микиттен и пограничным городом Шмаленинген.
Средняя часть моста включала три ажурных железных арки, каждая из которых имела длину 105,6 метров и высоту 19 метров. Машинные домики с островерхими крышами служили местом установки механизмов для подъема разводной части. Электрический механизм позволял поднимать разводную часть за 1 минуту, а для надежности предусмотрен был и ручной механизм, который и сегодня можно использовать при необходимости.
Украшение моста — главный портал, облицованный голландским песчаником. Башенки, стилизованные под барокко, добавляют изысканности его силуэту. Рельефы на портале символизируют торговлю, ремесла и сельское хозяйство.
В период с 1914 по 1944 годы через мост ходил трамвай, а с 1919 года он стал пограничным, украшенным немецкой символикой до 1939 года, когда Литва временно присоединилась к Германии.
В 1944 году мост был взорван отступавшими немецкими войсками, но затем восстановлен, и в течение нескольких лет служил с деревянными пролетами. В 1965 году был построен железобетонный мост без арок. Барельеф Луизы был заменен гербом СССР, который уже с 1995 года стал экспонатом Музея истории Советска.
В 2003 году был проведен реставрационный проект, в ходе которого южный портал и машинные домики отреставрированы реставраторами из Санкт-Петербурга, а барельеф королевы Луизы восстановлен. Тем не менее, в 2022 году мост был вновь закрыт для аварийно-восстановительных работ.
История этого моста является неотъемлемой частью культурного и исторического наследия современного города Советска, некогда именованного Тильзитом.
Мост Королевы Луизы является объектом культурного наследия регионального значения.
Если вы интересуетесь экскурсиями в Калининграде, сайт
Excurs39.ru предоставляет уникальные возможности для погружения в историю этого удивительного региона. Мы предлагаем увлекательные индивидуальные туры по Калининграду и области, включающие посещение города Советска и осмотр Моста Королевы Луизы. Вы сможете исследовать исторические достопримечательности, оценить культурное наследие и наши туристические объекты под руководством опытных экскурсоводов.
Мы поможем вам создать незабываемые воспоминания о вашем визите в этот удивительный уголок России. Приглашаем вас стать частью наших увлекательных путешествий по истории и красотам этого уникального региона. Таким образом,
excurs39.ru станет вашим надежным партнером в организации увлекательных экскурсий.
Для получения дополнительной информации о наших уникальных предложениях индивидуальных экскурсий и туров, свяжитесь с нами и откройте для себя богатство культурного наследия Калининградской области. Мы с радостью поможем вам организовать незабываемое путешествие, наполненное историей и красотами уникального Калининградского региона.
Для того, чтобы выбрать готовую индивидуальную экскурсию от
excurs39.ru, просто перейдите по ссылке
Каталог экскурсийПредыдущий объект
Следующий объект